Главная » 2019 » Ноябрь » 2 » Безопасность и скорость доставки грузов позволят Севморпути обойти Суэцкий канал | Новости
05:47
Безопасность и скорость доставки грузов позволят Севморпути обойти Суэцкий канал | Новости
Конкуренция Севморпути и транзита через Суэцкий канал неизбежны, но преимущества российского маршрута абсолютно очевидны, считает профессор Дипломатической академии МИД РФ Владимир Штоль. В глаза бросается двухнедельный выигрыш по времени в проводке через Северный морской путь, а также транспортная безопасность маршрута.
Северный морской путь имеет все предпосылки стать глобальной «зеленой» судоходной артерией" data-author="" data-owner="atomic-energy.ru" Безопасность и скорость доставки грузов позволят Севморпути обойти Суэцкий канал">
Конкуренция Севморпути и Суэцкого канала
Северный морской путь (СМП) имеет все предпосылки стать глобальной «зеленой» судоходной артерией, поскольку на транспортировку товаров из Европы в Азию и обратно тратится меньше топлива и ресурсов, соответственно, и углеродный след меньше, чем при транспортировке через Суэцкий канал. С таким утверждением выступил посол по особым поручениям по вопросам международного сотрудничества в Арктике МИД РФ Николай Корчунов.
Таким образом, Севморпуть способен внести реальный вклад в оздоровление энергетических балансов Европы и Азии, уверен дипломат. Кроме того, ледоколы на атомной тяге не дают выбросов, а случаев аварий с ним не зафиксировано. Россия является единственным в мире эксплуатантом подобных кораблей. Помимо них наша страна строит ледоколы и на сжиженном природном газе, считающимся экологически чистым видом топлива. Но преимущества СМП не исчерпываются экологией.
«Конкуренция Севморпути и транзита через Суэцкий канал неизбежны, и сильные стороны российского маршрута абсолютно очевидны. В глаза бросается двухнедельный выигрыш по времени в проводке через Северный морской путь в сравнении с Суэцким каналом, что положительно сказывается на всех сопутствующих экономических факторах – количество топлива, скорости доставки грузов, линейки перевозимых товаров и так далее.
Что касается российских возможностей в вопросе строения атомного ледокольного флота, то на сегодня здесь Россия здесь признанный лидер. У нас порядка 40 ледоколов, в том числе атомных, которые не имеют конкуренции ни с одной страной, включая США. Одно время после развала Советского союза, в начале 90-х годов у нас был провал в этой области, но за последние годы, особенно после 2007 года мы достигли серьезных ощутимых успехов и стали явными лидерами в этой сфере.
Есть и ряд других вопросов, связанных с СМП. Кроме нас существует много желающих присоседиться и воспользоваться какими-то возможностями маршрута. Но все они должны понимать, что Севморпуть находится в прибрежной морской зоне РФ, поэтому у нас здесь серьезные преимущества. Безусловно, со временем речь зайдет об интернационализации транспортного логистического пути, и здесь могут быть разные варианты. Но России надо придерживаться доминирующей роли, как это делает Турция по Черному морю и проливам», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.
Основной грузопоток сегодня формируют российские проекты в Арктике, они дают основную долю загрузки Севморпути" data-author="Пресс-служба АО " data-owner="bz.ru" Безопасность и скорость доставки грузов позволят Севморпути обойти Суэцкий канал">
Вопрос безопасности и поступления в бюджет
Первый вице-премьер и министр финансов РФ Антон Силуанов отмечал ранее, что пока лишь 2% грузов используются в качестве транзитных для третьих стран, хотя при транзите в Европу через Севморпуть время доставки сокращается до двух недель. Арктическая составляющая является тем коридором, в котором интересы России и Китая совпадают максимально точно.
В свою очередь директор Центра экономики Севера и Арктики, профессор и доктор географических наук Александр Пилясов отмечает, что если в нулевые годы и в начале десятых годов ставка делалась на транзит как главный фактор наращивания грузовой нагрузки по маршруту, то после 2014 года ситуация поменялась.
Основной грузопоток сегодня формируют российские проекты в Арктике, они дают основную долю. И хотя транзит по-прежнему важен, по словам эксперта, мы уже не отдаем ему приоритет и не переоцениваем его значение. Вместо транзита мы сосредоточились на развитии собственной грузовой базы. За счет СПГ-производств в Арктике, нынешний объем грузооборота по Севморпути уже превосходит рекорды конца 80-х годов, когда он составлял около 6 млн тонн.
«При всем стремлении к интернационализации процессов проводки грузов по Севморпути, международному и взаимовыгодному сотрудничеству, нам надо уверенно стоять на своих главенствующих позициях и давать всем понять, что так оно было, есть и будет. И в этом отношении у нас просматриваются хорошие перспективы.
СМП обернется действительно серьезными дополнительными поступлениями в бюджет страны в случае его масштабной загрузки. Все это очень важно для развития прилегающих регионов Крайнего Севера, повышения уровня жизни местного населения, в том числе проживающих там коренных народов Севера. Я уж не говорю о военно-стратегическом значении Арктики, морской составляющей которой является Северный морской путь.
Можно выделить и вопрос безопасности. Традиционный путь через Ближний Восток, в том числе через Суэцкий канал, на сегодня является достаточно нестабильным и опасным с точки зрения пиратства, а также региональных и локальных конфликтов, которые происходят в этом регионе. Севморпуть имеет отличные перспективы фактически по всем позициям и способен значительно облегчить и удешевить логистику грузов из Азии в Европу и обратно», - резюмирует Штоль.